Страница 1 из 2

Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм?

Добавлено: 20 ноя 2010, 13:38
Doc Brown
Для начала рассмотрим, зачем это нужно. Современные автомобили имеют уже довольно большое количество электроники. При этом часть настроек может теряться при обесточивании бортсети. Это относится, например, к настройкам ЭБУ, к необходимости повторно вводить код штатной магнитолы. И, хотя это не критично - те же настройки ЭБУ восстанавливаются через несколько километров поездки, часть водителей хочет избежать этих мелких неприятностей. Кроме того, при длительной стоянке будет полезно компенсировать саморазряд АКБ подзарядкой малым током.
Теперь непосредственно о подзаряде без обесточивания бортсети. Электроника автомобиля без вреда для себя может выдержать напряжение порядка 15.5 В. Ряд же зарядных устройств работает в режиме "заряд-пауза" и в цикле заряда, для поддержания нужного тока, доводят напряжение до 17.5-18 В, что очень опасно для электронных блоков автомобиля. Некоторые ЗУ могут выдавать кратковременные импульсы повышенного напряжения, что тоже представляет опасность для бортовой электроники.
Поэтому, для использования непосредственно на автомобиле, зарядное устройство должно либо работать в ручном режиме с ограничением максимального выходного напряжения до 15 В, или же, при работе в автоматическом режиме, обеспечивать процесс заряда, безопасный для электроники транспортного средства. Это обязательно должно указываться в паспорте зарядного устройства. В противном случае Вы будете действовать на свой страх и риск.
Перечислять все имеющиеся на рынке ЗУ, которые можно безопасно использовать, не имеет смысла, т.к. их очень много и довольно часто появляются новые брэнды, которые можно использовать в таком режиме работы.

Меры предосторожности при подзаряде АКБ без снятия клемм (при использовании подходящего ЗУ):
  • Не включайте зарядное устройство в сеть 220-В до подключения ЗУ к батарее и отключите от ЗУ от сети перед отсоединением его от АКБ.
  • Не включайте зажигание (а лучше вообще никаких потребителей, типа фар, магнитолы и т.п) при подключенном внешнем ЗУ, т.к. нельзя точно сказать, как отреагирует электроника зарядного устройства на резкие колебания напряжения в бортовой сети.
  • Подключать надо сначала плюсовую клемму ЗУ, потом минусовую. Отключать в обратном порядке.
  • Убедитесь в том, что провода ЗУ не контактируют с бензопроводом или корпусом батареи.
Важное замечание:
Какой бы агрегат для зарядки не был совершенный, а все таки возникает опасение: если он вдруг накроется, то какое напряжение окажется на его выходе (и, соответственно, в бортсети автомобиля)? На этот вопрос также нет однозначного ответа, т.к. схемы ЗУ разные.
Риск невелик. Но опять же - восстановление электроники в силу жадности ОД может обойтись дороже 100 тыс.р. Один ЭБУ 70 тыр. Может быть лучше потратить 1-2 мин на ввод кода магнитолы после снятия аккумулятора? Или подключать в прикуриватель резервный источник электропитания (промышленного изготовления или самодельный), чтобы напряжение поступало и после отключения основного аккумулятора.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 14:15
Сергейsp
Док не включать зажигание при зарядке, чтоб не вывести ЗУ из строя?

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 14:21
Doc Brown
В предыдущий раз было предложение:
Олег Анатольевич писал(а):Я бы еще "напугал" не включать зажигание.
Я его просто учел.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 14:25
Сергейsp
А не возникнет вопрос почему.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 14:30
Doc Brown
Раз возникает - могу либо выкинуть этот пункт, либо дождаться разъяснений от Олега Анатольевича

Я не нашел четкой аргументации в инете по этому поводу. Какой ток идет по обмотке возбуждения генера в момент включения зажигания? Если больше 6А - сработает защита ЗУ от перегрузки.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 15:04
Doc Brown
сергейsp писал(а):А не возникнет вопрос почему.
Как вариант, написать так:
Не включайте зажигание (а лучше вообще никаких потребителей, типа фар, магнитолы и т.п) при подключенном внешнем ЗУ, т.к. нельзя точно сказать, как отреагирует электроника зарядного устройства на резкие колебания напряжения в бортовой сети

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 15:17
Сергейsp
:hat:

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 15:36
alex57
Какой бы китайский агрегат для зарядки не был совершенный, а все таки возникает
опасение - а если он вдруг накроется, то какое напряжение окажется на бортсети - неизвестно.

Риск невелик. Но опять же - восстановление электроники в силу жадности ОД может обойтись
дороже 100 тыс.р. Один ЭБУ 70 тыр. Мб лучше потратить 5 мин на снятие акуммулятора?

Или (и сам мечтаю не снимать :) ) все же усилить средства защиты. Скажем это мб мощный стабилитрон
ампер на 5-6 (подобрать стабилитрон Д815 в паре с мощным транзистором на теплоотводе) с последовательно включенный нагрузкой Ватт на 100 (мб просто лампу накаливания подобрать).

Или, как хороший вариант, разузнать схемку своего ЗУ. Если это современное импульсное ЗУ с развязывающими трансформаторами, то появление на выходе больше 15 В теоретически исключено. Мощности для этого неоткуда взяться. Но каждую схемку надо смотреть отдельно. Я бы в таком деле не доверял гарантиям производителя вслепую. :mda: Извините. :hat:

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 16:11
Doc Brown
alex57
Понимаешь, статья пишется для уровня чайника. Чаще всего схему найти просто нереально. Вскрывать корпус нового гарантийного прибора тоже. А при проблеме выбора "что купить", так и подавно.

Что-то паять - нужна готовая схема с точными номиналами, в том числе и по минимальной площади радиатора. Иначе включение в статью теряет смысл.
alex57 писал(а):Мб лучше потратить 5 мин на снятие акуммулятора?
Давайте коллективно решать. Могу прикрутить голосовалку. Я сам никогда не заряжал без сброса клемм. Но Олег Анатольевич и maxs-vd всё время так делают. Так что или пишем рекомендации как заряжать, или пишем, что так нельзя и баста. С аргументами по затратам на ремонт.

Как компромисс, можно оформить твои опасения постскриптумом. Вот так:
P.s. Какой бы китайский агрегат для зарядки не был совершенный, а все таки возникает
опасение - а если он вдруг накроется, то какое напряжение окажется на бортсети - неизвестно.

Риск невелик. Но опять же - восстановление электроники в силу жадности ОД может обойтись
дороже 100 тыс.р. Один ЭБУ 70 тыр. Мб лучше потратить 5 мин на снятие акуммулятора?
А дальше - мы юзера предупредили и пусть думает.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 16:40
alex57
Можно короче. ИМХО во фразе:
"Это обязательно должно указываться в паспорте зарядного устройства. В противном случае Вы будете действовать на свой страх и риск."
достаточно вместо "в противном случае" написать "Однако в любом случае". Как-то так..

Собственно к этой фразе я и прицепился. :o
А вдруг челу не повезет с китайским ЗУ? Получится - мы насоветовали. :ttt:
От всего не @#$. Но лучше знать, где солому стелить. :)

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 16:48
Doc Brown
alex57 писал(а):Можно короче.
Короче имхо не нужно. Материал еще небольшой и немного конкретики, на что можно влететь, явно не помешает.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 18:45
SHA134
Не подключайте зарядное устройство к сети 220-В до и во время подключения/отключения ЗУ к батарее.
Совершенно не логично построенная фраза. Ее надо разбить на две - "не подключайте до..." и "отключите перед..."

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 18:50
Doc Brown
Ок.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 19:11
SHA134
Не включайте зажигание (а лучше вообще никаких потребителей, типа фар, магнитолы и т.п) при подключенном внешнем ЗУ, т.к. нельзя точно сказать, как отреагирует электроника зарядного устройства на резкие колебания напряжения в бортовой сети.
Это блаблабла вообще надо убрать, если мы пишем инструкцию. В инструкции не должно быть никаких "если". Инструкция должна выполняться четко по пунктам, не задумываясь. Нарушение/отступление от инструкции - 3 года расстрела.
А вот в предисловии, ну или в "важных замечаниях" уже можно разжевать, почему нельзя, чем грозит.
Убедитесь в том, что провода ЗУ не контактируют с бензопроводом или корпусом батареи.
Этот пункт мне не понятен.
А что, ести контактируют? Корпус АКБ - пластик, пробода ЗУ в изоляции, к бензопроводу тоже надо постараться добраться, да и он пости весь пластиковый. Напруга 12-15в низачто изоляцию не повредит.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 19:19
Doc Brown
SHA134 писал(а):Это блаблабла вообще надо убрать, если мы пишем инструкцию.
Это не инструкция, а статья.
SHA134 писал(а):
Убедитесь в том, что провода ЗУ не контактируют с бензопроводом или корпусом батареи.
Этот пункт мне не понятен. А что, если контактируют?
Это все-таки пусть остается. Во избежание всяческих искр от поврежденных проводов. И аккумы уже у некоторых имеют слой электролита на крышке... А так проще: "не должны - и всё тут"

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 20 ноя 2010, 20:07
Олег Анатольевич
Почему бы при зарядке не включить зажигание?
Ну если кто имеет опыт, поделитесь. :insane: Может кто-то пробовал и вилку от ЗУ с розетки при вкл. зажигании выдергивать? Может с одним ЗУ прошло, а другое при отключении даст такое "шило" (импульсный всплеск тока), что... (далее см. про жадность ОД). :weep:
Приходилось запускать движок от пускозарядного устройства (выдающего 400 А при более 15 В),и ничего, жив "Савраска". Но на то была необходимость. Тут ИМХО риска больше чем с "прикуриванием" от другого авто.
Так может так и записать? Не включайте без крайней необходимости зажигание.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 21 ноя 2010, 23:17
alex57
Олег Анатольевич писал(а): Может кто-то пробовал и вилку от ЗУ с розетки при вкл. зажигании выдергивать?
По ходу жизни было несколько случаев, когда сетевые предохранители разных приборов горели от того, что прибор выключался вилкой из розетки вместо сетевого тумблера. А бывало и сами приборы..

А зачем вообще заводить авто при включенном ЗУ? Включать и выключать вилкой?
(О последнем дб сказано в инструкции к ЗУ - в моей есть). Все это ребяческое баловство.
Если запасной авто есть - можно побаловаться, поэкскрементировать...
О контакте правильно сказано. Контакт - не когда изоляция касается, а когда проводник.
И ничего хорошего, если крокодилы, неаккуратно присоединенные будут касаться металлического окружения или корпуса со следами электролита. ЗУ обычно стабилизирует ток, так что это мб первоначально незаметно, а что там произойдет ночью будет видно утром. :eek:

А что слышно по поводу зарядки аккумулятора малым током через прикуриватель?
Тогда и клеммы снимать не надо и даже капот открывать. И магнитолу инициировать.
Устройство должно иметь ограничение по току, напряжению (мб по мощности). Питаться от сети (в гараже) или от маленького переносного аккумулятора (заряжаем дома).
Ленивее не придумаешь. Вот только та же промблема безопасности. :mda:
Да и в продаже за несколько лет так и не попалось.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 22 ноя 2010, 16:05
КСМ
Я тут такие зарядные нашёл. http://ctek.ru/sheets.php?id=6
Так их можно подключать не снимая клеммы с аккума. Производитель про это так и пишет.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм(проект)

Добавлено: 22 ноя 2010, 21:39
Doc Brown
КСМ™ писал(а):их можно подключать не снимая клеммы с аккума. Производитель про это так и пишет.
Не только их. Я в статье так и пишу - производитель должен указать, что устройство в штатном режиме работы безопасно. Ну а в нештатном...тут как повезет.

Re: Можно ли заряжать АКБ на автомобиле не снимая клемм?

Добавлено: 20 июн 2011, 10:52
Randall
Хм... Апну чутку тему ;)
У мну вот такой девайс: АИДА-10s
Покупалось еще под "пятерочку". Девайс достаточно мудрый.
Способно заряжать в автоматическом режиме с эффектом десульфатации кислотные, гелиевые и щелочные аккумуляторные батареи емкостью от 4 до 180А*час стабилизированным током 1А, 5А или 10А алгоритмом циклического импульсного заряда:

1 А для АКБ 4 ? 32 Ачас — фонари, эхолоты, детские авто, мото
5 А для АКБ 20 ? 90 Ачас — легковые а/мобили
10 А для АКБ 60 ? 180 А*час — грузовые а/мобили, запуск двигателя

— Заряд протекает под контролем напряжения на клеммах АКБ не допуская повреждения электрооборудования автомобиля и самой АКБ, что позволяет заряжать батареи малой емкости большими токами.
3 способа десульфатации: щадящий — малыми токами при постоянном напряжении, циклическим импульсным зарядом – за счет спадания избыточного зарядного напряжения и интенсивный — циклическим импульсным зарядом асимметричным током.
Режим безопасного длительного хранения батарей всех систем. Батарея заряжается, а затем неограниченно долго поддерживается в заряженном состоянии малыми токами при постоянном напряжении 13,6В.
– Предпусковой режим постоянным током 10А для подготовки АКБ к запуску двигателя в холодное или другое неблагоприятное время года. Во время пуска его не нужно отключать от АКБ.
– Может работать как блок питания на напряжение 13В и ток нагрузки до 10А.
Защита от коротких замыканий, тепловая защита от перегрузок. От обратной полярности защищено плавким предохранителем.
– Компактные габариты 95х65х170мм и вес 550г. Обеспечивает свои электрические параметры при напряжении питающей сети от 150 до 240В, т. е. может работать в сетях с напряжением ниже 200В.
Вполне доволен аппаратом. Единственное НО - в паспорте указано, что напруга на выходе контролируется (не выше 15.5В). Реально же мой вольтметр намерял на пару десятых Вольта больше. Но, думаю, это не смертельно. Т.е., 15.7, по-моему, было... Вроди даже не нужно пробки выкручивать - АКБ не кипит, ибо заряжается импульсами, скважность которых сильно изменяется к концу процесса заряда. Но имею опыт разрыва дальней (от дренажной трубки) батареи по причине "не выкручивания" пробок (ессно, с другим зарядным), посему, ставя новый АКБ на зарядку в режиме 5А даже этим "зверем", очкую и выкручиваю пробки. :pardon:
З.Ы. На Фьюже, ессно, им еще не пользовался, т.к. машина 5 дней как из салона. Но на 5-ке (карбовая, без ЭБУ и БК) у меня стоят сига, эл. часы и майфун (из постоянно запитанных) - никогда не сбрасывал клеммы с АКБ при зарядке - проблем не было.